Ученые определили главные технологические вызовы новой социальной реальности

Ученые определили главные технологические вызовы новой социальной реальности

О самых важных достижениях российских ученых в 2019 году

23 июня впервые в онлайн-формате состоялось Общее собрание
Российской академии наук. Президент РАН Александр  Сергеев
выступил с докладом о самых важных научных достижениях российских
ученых в 2019 году. Среди них — исследование ученых (Е.С.
Садовая, В.А. Сауткина, А.Р. Зенков) Института мировой экономики
и международных отношений РАН «Формирование новой социальной
реальности: технологические вызовы».

В монографии исследовано воздействие информационных технологий на
модели социальной организации и социально-экономические процессы.
Исследователи доказали, что цифровизация, раскрывая перед
человечеством новые возможности выбора вариантов обучения,
профессиональной реализации, способов лечения и рекреации,
одновременно несет и серьезные вызовы, оказываясь механизмом
«сворачивания» системы мироустройства, основанной на постоянном
росте материального потребления. Раскрыт процесс сокращения
спроса на труд в условиях высокотехнологической экономики,
усиливающего напряженность в сегменте низко- и
среднеквалифицированного труда, с неизбежностью требующего
пересмотра принципов организации всей социальной сферы. Показано,
как новые образовательные технологии ведут к фрагментации
образовательного пространства (от профессий к компетенциям).

Подробнее об исследовании рассказала соавтор монографии – доктор
экономических наук, доцент  Елена Сергеевна Садовая.

«Мы попытались понять, как современные технологии влияют на
жизнь человека, каким образом они меняют окружающую его
социальную реальность. Признавая все плюсы, которые технологии
привносят в нашу жизнь, основной акцент в своем исследовании мы
сделали на связанных с ними вызовах, которые необходимо
предвидеть и на которые необходимо отвечать, чтобы не столкнуться
с негативными последствиями стремительного преобразования нашей
жизни. Конечно, технологии сами по себе нейтральны по отношению к
человеку и не несут в себе никакой угрозы. Все зависит от того,
какой Смысл вкладывает в них разработчик – будут ли, например,
крошечные устройства, называемые «цифровой пылью», служить для
заботы о здоровье человека или они будут использованы в военных
целях, им самим совершенно «все равно». Однако тот факт, что
сегодня развитие технологий взаимообусловлено
социально-политическими процессами, что технологии меняют не
только сферу производства и быт человека, но и все общественное
устройство, всю привычную для нас социальную реальность,
подчиняясь внутренним механизмам развития общественной системы,
заставил нас пытаться осмыслить их на языке социальных
наук.

Одним из серьезных вызовов, связанных с развитием, прежде
всего, цифровых технологий, оказываются изменения в сфере труда.
Именно под их воздействием складывающиеся здесь отношения
эволюционируют от вынужденно солидарных отношений общественного
производства индустриальной эпохи к полностью
индивидуализированным, фрагментированным, неустойчивым, зачастую
виртуальным в разных смыслах этого слова отношениям. Проведенный
нами анализ технологических решений цифровой экономики наглядно
показывает, каким образом развитие технологий, призванных
повысить эффективность отдельных бизнес-процессов, приводит к
сокращению спроса на труд, делая занятость все более неустойчивой
и низкооплачиваемой. В итоге именно занятость становится тем
механизмом, через который реализуется процесс трансформации всей
социальной сферы.

Цифровизация экономики и обусловленные ею новые тенденции в
сфере занятости приводят не просто к сокращению спроса на труд и
снижению потребности в усредненных универсальных профессиональных
знаниях, переходу от обучения профессиям к «наборам компетенций»,
но и к постепенной потере связи между рынком труда и системой
образования. И это несмотря на то, что высокая оценка роли
профессионального образования, как важнейшего социального
института современного общества, стала уже практически «общим
местом».

Наблюдая процесс трансформации прежней системы
мироустройства, мы можем констатировать, что при внешнем
сохранении всех традиционных институтов и механизмов
регулирования социальной сферы, реальные отношения все в большей
степени трансформируются. Достигнутый предел социальных расходов
заставляет правительства искать эффективные решения, и таким
решением оказывается приватизация социальной сферы.
В
итоге в здравоохранении, например, уже непонятно, что является
главным мотивом деятельности основных субъектов – улучшение
показателей здоровья и рост продолжительности жизни или повышение
показателей прибыли и рыночной капитализации. А ведь эти цели не
просто различаются, но они зачастую противоположны.
Фармацевтические компании не заинтересованы в выпуске недорогих
эффективных лекарств, которые излечивали бы быстро и надолго.
Просто в этом случае они не смогут существовать, не смогут не
только получать прибыль, но и платить зарплаты своим
сотрудникам.

Похожая ситуация складывается в сфере образования.
Продвижение новых, прежде всего цифровых технологий, имеющих
потенциал к разрешению сложившихся в этой сфере проблем, нередко
обусловливается сугубо финансовой логикой, задачами максимизации
прибыли, а не заинтересованностью в том, чтобы сделать процесс
получения знаний более интересным, эффективным, доступным,
направленным на раскрытие уникальных способностей и талантов
обучающихся.

Если же говорить об обществе в целом, то современные
технологии могут сделать его более зависимым от информации и
уязвимым к манипуляциям и технологическим сбоям».

Исследователями разработаны и рекомендации в области оптимизации
управленческих решений в сфере социального регулирования,
учитывающие новые риски.

«Нами выделены несколько направлений, по которым может идти
такая оптимизация. Первое направление касается осмысления новой
реальности. Научное сообщество сталкивается с необходимостью
изменения языка, на котором наука может адекватно описать новую
реальность. В условиях высокотехнологичной цифровой экономики те
основные понятия, к которым мы привыкли, например, «работник»,
«работодатель», «предприятие», «занятость» меняют свою суть. Так,
мы привыкли к тому, что предприятие является юридическим лицом,
имеющим свой адрес, куда устраивался работник, вступая в
определенные отношения с работодателем. Эти отношения
подразумевали, помимо всего прочего, доступ работника к
институтам социальной защиты. Сегодня же предприятия все больше
заменяются краудворкинговыми платформами, превращаясь в сетевые
распределенные предприятия. Работник даже в течение одного дня
может работать на разных «предприятиях». Занятость меняет свою
форму и виды. Все это требует осмысления и новой
терминологии.

Второе направление связано с созданием совершенно иной
системы регулирования, которая эти новые отношения приведет в
правовое русло.  Это касается и трудовых отношений, и
отношений в сфере образования, здравоохранения. Законодательство
находится в этом плане в совершенно зачаточном состоянии. В
разных странах попытки создания такого законодательства есть, но
пока серьезного успеха в этом направлении нет, и системной работы
еще не ведется.

Третье направление – это конкретные рекомендации. Все-таки
любое управленческое решение, которое сегодня принимается на
государственном уровне, должно пристально изучаться на предмет
возможных ближайших и более отдаленных социальных последствий.
Принимая решение о внедрении новых технологий, мы должны понять,
сколько в итоге высвободится людей, как мы будем их
трудоустраивать, переучивать.

То же самое касается образования и здравоохранения. У
дистанционных форматов образования, высокотехнологичного
здравоохранения, основанного на широком применении искусственного
интеллекта и больших данных много негативных сторон. Это следует
учитывать, когда мы пытаемся внедрить цифровые форматы в
жизнь». 

Подробнее в монографии:
«Формирование новой социальной реальности: технологические
вызовы» (Е.С. Садовая, В.А. Сауткина, А.Р. Зенков). Институт
мировой экономики и международных отношений РАН.

Источник: scientificrussia.ru